• 16.04.2010

«Динамика» представила три доклада на 9-ом Форуме Российского вертолетного общества

С 14 по 15 апреля в Москве прошел 9 Форум Российского вертолетного общества, посвященный состоянию и перспективам развития российского вертолетостроения. На Форуме компания ЦНТУ «Динамика» представила 3 доклада:

1) «Тренажерные технологии – резерв повышения безопасности и эффективности применения современных вертолетов», Бюшгенс А.Г., д.т.н., главный конструктор.

В представленных материалах были рассмотрены два аспекта применения тренажерных технологий, радикальным образом влияющие на безопасность и эффективность применения современных вертолетов:

· инженерные тренажеры, как средство поддержки создания перспективных вертолетов в части задач динамики и эргономики;

· тренажеры, как обучающие средства, необходимые на стадии эксплуатации серийных вертолетов.

Вертолетная специфика имеет ряд особенностей, до последнего времени сдерживавших широкое распространение тренажеров. Среди этих особенностей наиболее существенными являются:

· необходимость разработки высокоадекватных моделей динамики полета основных типов вертолетов, обеспечивающих имитацию всех эксплуатационных режимов, включая отказные и особые ситуации, а также транспортировку груза на внешней подвеске;

· необходимость создания систем визуализации с широкими полями обзора (до 220°H x 60°V) и высоким уровнем проработки деталей при низковысотном полете;

· необходимость создания программных средств визуализации внекабинной обстановки для режимов ночного видения (IR и NVG).

На примерах конкретных тренажерных проектов были показаны пути решения этих проблем.

2) «Система объективного контроля профессионального мастерства летных экипажей вертолетов», Володко А.М., д.т.н. ведущий специалист; Смирнов А.А., инженер-программист.

В докладе были представлены:

· краткий анализ обучающих свойств современных комплексных тренажеров и недостатков «ручного» инструкторского метода контроля и оценки качества тренажа летных экипажей;

· основные характеристики деятельности летчика, учитываемые при работе на тренажере;

· предлагаемые общий и частные критерии оценки профессионального мастерства летных экипажей;

· формализованный алгоритм системы объективного контроля.

· возможности и особенности программной реализации;

· пример для пилотирующего летчика вертолета типа Ми-24;

· преимущества и перспективы развития рассматриваемого подхода.

3) «Математическая модель движения водосливного устройства на внешней подвеске вертолета», Свириденко А.Н., к.т.н., ведущий специалист.

В докладе были показаны результаты расчетно-теоретических работ, выполненных в обеспечение разработки тренажера оператора внешней подвески в составе комплексного тренажера экипажа вертолета типа Ми-8, а именно:

· разработана модель аэродинамических характеристик ВСУ-5А для всего эксплуатационного диапазона его применения;

· представлена математическая модель влияния индуктивного потока несущего винта на движение водосливного устройства на режимах малых скоростей и висения вертолета вблизи экрана;

· разработана феноменологическая модель упругих характеристик синтетических строп;

· приведены результаты математического моделирования системы «вертолет - ВСУ» для характерных этапов полета.

Возврат к списку