9 Мая
  • 04.07.2008

Итоги конференции «Российский рынок авиационных тренажеров: нормы, технологии, разработки и потребности»

Жуковский, 4 июля 2008 г. 19–20 июня в Жуковском прошла международная конференция «Российский рынок авиационных тренажеров: нормы, технологии, разработки и потребности».

Организаторы конференции: ЗАО ЦНТУ «Динамика», ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского, при участии и поддержке Минобороны РФ, ФАП, ICAO, Министерства транспорта РФ, ОАО «ОАК».

Генеральный спонсор: ООО «Группа Джей Си».

Спонсор: ООО «Константа-Дизайн».

На конференции обсуждались ключевые аспекты авиационного тренажеростроения в России. Проводилась оценка роли тренажеров в подготовке летного состава и повышении безопасности полетов, оценка степени соответствия российских тренажеров международным нормам, анализ путей развития международных и отечественных норм и стандартов, обсуждение процедур сертификации тренажеров и их продвижение на мировой рынок. Одна из секций конференции целиком была посвящена обсуждению различных аспектов современных тренажерных технологий. Еще одной важной темой конференции стал анализ рынка тренажерных средств обучения, а также обсуждение новых взаимовыгодных форм интеграции предприятий отрасли и возможной международной кооперации в интересах повышения безопасности полетов и обеспечения конкурентоспособности российских производителей тренажеров на мировом рынке.

В конференции приняли участие ведущие российские и зарубежные компании-производители авиационных тренажеров, эксперты международной рабочей группы ICAO 9625 RW IWG, специалисты авиационных НИИ и КБ, а также представители властных структур, в зоне ответственности которых – подготовка авиационного персонала с целью обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации и повышения боевой эффективности применения военной авиационной техники.

Всего в соответствии с программой конференции было заслушано 27 докладов.

В обращении к участникам конференции председатель совета правления и президент ОАК Алексей Федоров подчеркнул, что вопросы обеспечения безопасности полетов является сегодня в авиационной промышленности одной из приоритетных задач, и в ее решении тренажерным средствам обучения придается важнейшее значение.

В настоящее время в России готовится новая редакция Федеральной целевой программы по развитию авиации, в которой найдет отражение и развитие тренажерной техники. Как заявил в своем выступлении советник министра транспорта РФ Евгений Лобачев, выполнение этой программы в полном объеме позволит снизить уровень авиационной аварийности в РФ в 2 ÷ 2,5 раза и достичь показателей стран с высоким уровнем безопасности полетов. Пока же статистика неутешительная: за период с 2002 по 2006 год с гражданскими воздушными судами коммерческой авиации произошло 65 авиационных происшествий, в том числе 27 катастроф, в которых погибло 574 человека и было травмировано 246 человек. Эти трагические последствия являются, в частности, следствием ошибок и просчетов в вопросах подготовки авиационного персонала в течение последних 15 лет. Снизить влияние человеческого фактора на безопасность полетов позволит переход к современным международным стандартам подготовки летных экипажей, предполагающих использование для обучения совершенных комплексных тренажеров. Для организации такой подготовки планируется закупка для образовательных учреждений гражданской авиации необходимого количества учебных воздушных судов, тренажеров и учебных пособий для первоначального летного обучения. Соответствующие предложения будут внесены в Федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 годы". При этом будет обеспечено введение федеральных авиационных правил, соответствующих современным требованиям международных стандартов в части подготовки авиационного персонала и выдачи им свидетельств. В ближайшие годы предстоит создать и внедрить современные тренажеры для подготовки экипажей, выполняющих полеты на следующих типах воздушных судов: Ту-214, Ту-204-300, Ил-114, Ан-124-100, Бе-200, М-101Т, Ми-26Т, Ми-2, Ка-32, Ту-334, Ил-96-400, Ан-148, Ансат, Бе-103, Ми-38, Super Jet 100, в том числе тренажеров для гражданских воздушных судов, планируемых к производству в рамках «Объединенной авиастроительной корпорации». В целом комплекс мер в сфере безопасности полетов должен будет обеспечить выполнение глобального плана ICAO по обеспечению безопасности полетов, согласно которому к концу 2011 года ни один регион ICAO не должен иметь уровень частоты авиационных происшествий, более чем вдвое превышающий общемировой показатель.

Необходимость разработки нормативно-правовой базы (НПБ) авиационного тренажеростроения обусловлена, в частности, подписанием в 2005 г. соглашения между Россией и Евросоюзом о гармонизации НПБ в области науки и техники. В соответствии с этим соглашением такая нормативно-правовая база должна быть разработана в течение 5 лет, т.е. до 2010 года. Вступление России в ВТО также требует принятия современной, гармонизированной с мировыми требованиями, нормативно-правовой базы, без которой отечественные производители технических средств подготовки и обучения авиационных специалистов будут вытеснены зарубежными поставщиками не только с внешнего рынка, но и внутреннего, что в той или иной форме уже и происходит. По словам заместителя генерального директора ФГУП ГосНИИ АС Вячеслава Самойлова, в ГосНИИ АС была рассмотрена возможность гармонизации российских стандартов с международными стандартами JAR и ICAO. Однако для их постоянного обновления не6ходима работа в JAA и ICAO, но это невозможно, поскольку JAA была учреждена в 2002 году Европарламентом, а Россия не является членом Евросоюза. Работа в составе профильного комитета ICAO также оказалась невозможной, т.к. в 1992 году Россия в одностороннем порядке вышла из этого комитета, а с 2006 года имеет только статус ассоциированного члена. По этим и ряду других причин в ФГУП ГосНИИ АС пришли к выводу о необходимости разработки собственной нормативно-правовой базы, основанной на отечественных разработках и частично на стандартах ICAO, JAA, FAA. В итоге в ГосНИИ АС был разработан проект национального стандарта, который основан на собственных разработках и частично гармонизирован с международными требованиями и нормами.

Обсуждались на конференции и вопросы реструктуризации российской тренажерной отрасли, которые были затронуты в выступлении генерального директора ЗАО ЦНТУ «Динамика» Александра Литвиненко. В конце 90-х годов острая потребность военной авиации в тренажерах, бурное развитие вычислительной техники и ставший доступным рынок западных комплектующих привели к появлению на российском рынке ряда новых негосударственных предприятий, которые в условиях конкуренции добились значительных успехов в производстве тренажеров нового поколения. Причем основные достижения этих производителей касались производства тренажеров для военных летательных аппаратов. Мы научились делать тренажеры, удовлетворяющие требованиям наших заказчиков. И если на внутреннем рынке взаимоотношения заказчика и производителя тренажера на сегодняшний день в целом урегулированы, то этого вовсе нельзя сказать в отношении экспорта тренажеров. Здесь действует до сих пор крайне неэффективная система распределения заказов, отсутствует система конкурсного выбора производителя тренажерной техники, до сих пор существует вопиющий дисбаланс между ценой продаж и тем, что доходит непосредственно до производителя. Это, в свою очередь, тормозит технологическое развитие отрасли, поскольку именно экспорт тренажеров может дать серьезные инвестиции российским производителям авиационных технических средств обучения. По оценкам ФГУП «Рособоронэкспорт», являющегося основным экспортером российских тренажеров для военной авиационной техники (АТ), потенциал внешнего рынка авиационных тренажеров в компоненте сопровождения поставок российской АТ в более чем 20 стран мира до 2015 года составляет сумму, превышающую 500 млн. долл. Что же касается тренажеров для гражданской авиации, то за последние 15 лет их не было выпущено ни одного. Отчасти это связано с отставанием в производстве ряда критических тренажерных компонент, среди которых - системы подвижности и нецентральные коллиматоры для систем визуализации. В этой области прорывные решения могут быть найдены в осуществлении международной кооперации с ведущими мировыми производителями тренажеров. Такая кооперация позволит нам не только ликвидировать отставание в области критических тренажерных компонент, но и обеспечить конкурентоспособность совместно производимых продуктов на миров-+ рынке, и – главное – получить бесценный опыт прохождения процедуры международной сертификации тренажеров.

Процесс вхождения России в мировое авиационное сообщество неизбежно привлекает все более пристальное внимание представителей мировой авиационной индустрии к российскому авиационному рынку. Показателен в этом смысле интерес, который проявили к конференции такие ведущие мировые производители тренажерной техники, как компании CAE и Thales. Новейшие продукты и технологии этих компаний направлены на подготовку пилотов нового поколения, способных летать по самым высоким стандартам безопасности. Сегодня авиация всего мира испытывает серьезный дефицит квалифицированных пилотов, которых необходимо готовить в более сжатые сроки. И здесь кардинальным средством решения проблемы становятся авиационные тренажеры. Разработка нового, более жесткого стандарта ICAO по авиационным тренажерам как раз направлена на то, чтобы перенести центр тяжести подготовки летного состава с реального самолета на тренажер. России предстоит принятие этого стандарта на государственном уровне и разработка собственной системы сертификации авиационных тренажеров, гармонизированной с Doc. ICAO 9625.

К важнейшим итогам прошедшей конференции можно отнести сам факт широкого обсуждения на всех уровнях проблемы обеспечения безопасности полетов и связанных с ней задач в области подготовки летного персонала. Осознание важности объединения международных стандартов в области классификационной оценки авиационных тренажеров позволяет надеяться на то, что Россия сможет осуществить полноценную интеграцию в мировой рынок производителей современных тренажерных систем, научившись разговаривать на одном языке с мировым сообществом в области авиационной безопасности и подготовки летчиков.

Возврат к списку