Тренажер МиГ-29Б: новые «полеты» в небе над Мьянмой

В ЦНТУ «Динамика» успешно завершены работы по ремонту и модернизации специализированного тренажера боевого применения самолета МиГ-29Б.

Тренажер, ранее созданный в ЦНТУ «Динамика» в кооперации с РСК «МиГ», был передан в ВВС Мьянмы в 2003 году и успешно эксплуатировался все эти годы. Когда в 2015 году от заказчика тренажера поступил запрос на его модернизацию, разработчикам было что предложить: с тех пор произошла смена поколений в области вычислительной техники и проекционных технологий, существенно обновилась элементная база и пр. В конечном итоге заказчику была предложена глубокая модернизация тренажера, которая позволила значительно улучшить его технические характеристики, повысить реалистичность имитации полета и функционирования систем самолета, снизить энергопотребление тренажера, продлить его срок службы еще на 10 лет в существующем облике самолета.

Владимир ХВОСТАНЦЕВ, генеральный директор:

«По сути, проект модернизации тренажера МиГ-29Б не был для нас чемто совершенно новым. На протяжении ряда последних лет «Динамика» смогла полностью отработать технологию модернизации устаревших тренажеров, обеспечивая их соответствие современным требованиям. Ранее в рамках контрактов с Министерством обороны мы выполнили целый ряд проектов, связанных с модернизацией и переоснащением тренажерного парка ВВС, и хорошо понимаем суть проблемы. Технологии меняются очень быстро, требования к качеству обучения возрастают, и в обозримом будущем влияние этих двух факторов будет расти и становиться все более существенным.»

Глубокой модернизации подверглись практически все ключевые системы тренажера. В результате тренажер был оснащен новым, более мощным вычислительным комплексом, новым устройством сопряжения оборудования, новой кабельной системой кабины тренажера и новой системой бесперебойного питания. Кроме того, были модернизированы имитаторы приборов и пультов, обновлена система сопряжения с нашлемной системой целеуказания. Заново была сделана система предотвращения выхода на закритические углы атаки – толкатель ручки управления самолетом был реализован на базе электромеханического привода взамен гидроцилиндра. Это позволило избавиться от громоздкой и сложной в эксплуатации гидравлической системы.

Существенному обновлению подверглась и одна из основных систем тренажера — система визуализации закабинной обстановки. Замена проекторов позволила значительно расширить угол обзора по горизонтали со 120° до практически 180°, а это очень важно для тренажера истребителя, который ведет воздушный бой. Это, естественно, повлекло за собой доработку системы крепления проекторов и изготовление новой кабельной системы для проекционно-экранного комплекса. Модернизация также включала замену специального ПО генерации изображения в реальном масштабе времени, что позволило почти вдвое увеличить разрешение и частоту обновления изображения. Было выполнено обновление базы данных объектов в 3D и ландшафта территории Мьянмы с его детальной проработкой в районах 4-х заданных аэродромов.

Владимир КОНЧАКОВ, советник исполнительного директора – первого заместителя генерального директора по внешнеэкономической деятельности:

«Несколько слов о стране, куда мы поставляем тренажер СТБП-29Б. Из бесед с сотрудниками нашей компании у меня сложилось впечатление, что большинство из них имеют представление о Мьянме как о какой-то маленькой стране, Богом забытой в Азии. Между тем это далеко не так. Республика Союз Мьянма — так официально называется это государство — по территории равна Франции, Великобритании и стран Бенилюкса, вместе взятых. Страна богата природными ископаемыми и другими ресурсами, и в том числе и по этой причине является весьма самодостаточной. С 1989 в Мьянме был установлен военный режим, из-за чего страна находится под жесткими политическими, финансовыми и экономическими санкциями, и ничего: она медленно, но развивается. Очень самобытная страна. С ноября 2005 года новой столицей Мьянмы является Нейпьидо. В стране проживает около 60 национальностей и народностей. Общая численность населения около 52 млн. чел. Народ этой страны в большинстве своем исповедует буддизм, а число монахов, живущих в монастырях, примерно равняется численности вооруженных сил страны.

Вспоминаю эпопею с продвижением самолета МиГ-29 на авиационный рынок Мьянмы. В 1995 году я прибыл в Янгон в качестве военного, военновоздушного и военно-морского атташе при Посольстве РФ в Мьянме. В тот период самолетостроительная корпорация называлась МАПО «МиГ», ее представители регулярно прибывали в Янгон и предлагали различные варианты поставки этой замечательной, но достаточно дорогой для мьянманцев продукции. Представители ВВС, МО Мьянмы и даже высшего руководства страны соглашались, что им нужен такой самолет, но реально покупали авиатехнику китайского производства (по демпинговым ценам и беспроцентным кредитам). Руководство Мьянмы находилось в сложной ситуации: страна в тот период находилась под жесткими финансовыми и экономическими санкциями США и Евросоюза, твердой валюты в запасниках не было, да еще по окраинам страны с центральным правительством активно воевали десятки вооруженных сепаратистских националистических формирований. Поэтому мьянманцами и закупалась относительно дешевая зарубежная авиатехника (больше для устрашения внутренних врагов военного режима), артиллерийские системы и боеприпасы изготовляла местная оборонная промышленность.

И вот — судьбоносный случай. В воздушное пространство Мьянмы на рубеже веков по какой-то причине, вероятнее всего непреднамеренно, вторгается многоцелевой истребитель F-16, состоявший на вооружении одного из соседних государств. А средств по его перехвату и принуждению к посадке на аэродроме страны у мьянманцев не оказалось. И надо отдать должное высшему руководству страны: оно немедленно дало указание минобороны в кратчайшие сроки заключить договор с РФ на поставку самолетов МиГ-29. Контракт был заключен в рекордные сроки, причем на достаточно выгодных для обеих сторон условиях.

Весьма тщательно прорабатывался вопрос обучения мьянманских пилотов способам боевого применения вооружения. Как ни крути, это самая затратная область обучения. Закупленный в рамках контракта боекомплект был ограниченным, поэтому мьянманцы не хотели использовать его в качестве расходного материала во время учений. Проведение же стрельб на территории РФ специально закупаемыми для этого ракетами тоже не вписывалось в оборонный бюджет страны. Дороговизна ракет наряду с пониманием необходимости обучения пилотов реальным действиям при пуске ракет стало одним из факторов, способствовавших заключению контракта между МАПО «МиГ» и МО Мьянмы на поставку специализированного тренажера боевого применения СТБП-29Б, который ЦНТУ «Динамика» блестяще реализовал в 2003 году.

Вопрос ремонта и модернизации СТБП-29Б начал прорабатываться в 2010 году, сразу после моего прихода в «Динамику». Конечно, мне было интересно начать со страны, в которой я проработал более 6,5 лет и которую хорошо знаю, тем более что актуальным был и сам предмет разговора. Вместе с РСК «МиГ» мы предлагали нашим партнерам массу вариантов: просто модернизировать этот тренажер, модернизировать его до уровня самолета Миг-29СЭ или Миг-29СМТ, поставить еще один тренажер, что позволило бы действовать экипажам двух самолетов в едином информационном поле и т.п. Мьянманцы, как всегда, соглашались, кивали головами, но реальных действий в ответ на наши предложения не было. И вновь — происшествие: при посадке у МиГ-29 на пробеге складываются стойки шасси. Пилотировал самолет молодой летчик, причиной аварии стала ошибка в действиях пилота. И вновь актуальность отработки навыков пилотирования на тренажере встала со всей очевидностью. Командование ВВС Мьянмы принимает решение возобновить регулярные тренировки на СТБП-29Б, предварительно организовав его ремонт и модернизацию.

Это был именно тот случай, когда зерно падает в уже подготовленную почву: многолетние переговоры и различные варианты предложений по модернизации тренажера, которые мы делали на протяжении ряда лет, оказались как нельзя кстати. В январе 2016 г. Минобороны Мьянмы заключило с РСК «МиГ» соглашение на проведение указанных работ, и «Динамика» приступила к реализации этого проекта в июне прошлого года, как только кабина тренажера прибыла в Жуковский.»

Максим ГРИГОРЬЕВ, руководитель проекта:

«Сотрудничество АО ЦНТУ «Динамика» с РСК «МиГ» началось задолго до проекта создания тренажера СТБП-29Б, однако именно эта работа положила начало целому ряду последующих крупных совместных проектов. За тренажером для ВВС Мьянмы последовали аналогичный тренажер для инженерного центра РСК «МиГ» (2004 г.), пилотажный стенд самолета МиГ-29К для исследований в области устойчивости и управляемости (работы продолжались в период 2005–2009 гг.), пилотажный стенд самолета МиГ-29К для отработки реального бортового оборудования (2006-2008 гг.). Дальше последовали проекты разработки пилотажного стенда самолета МиГ-31БМ для исследований в области устойчивости и управляемости (2009 г.), создания комплексного тренажера экипажа самолета МиГ-31Б для ВВС Казахстана (2010 г.). В настоящее время ведется преддоговорная работа по созданию стенда полунатурного моделирования для исследования динамики и отработки системы управления самолета МиГ-29 палубного базирования.

Тренажер МиГ-29Б для ВВС Мьянмы является не только одним из «долгожителей» — он проработал практически 15 лет — но и одним из самых надежных: за все это время специалисты «Динамики» ни разу не выезжали на его ремонт.

Любая модернизация, помимо очевидных преимуществ в виде расширения возможностей тренажера, неизбежно влечет за собой появление совершенно новых технических проблем. Например, обновление вычислительной техники привело к необходимости использования новой интерфейсной платы для стыковки со штатным оборудованием нашлемной системы целеуказания, а это, в свою очередь, потребовало разработки совершенно нового программного обеспечения. Применение электромеханического привода для реализации толкателя ручки управления самолетом позволило отказаться от громоздкой гидросистемы, но, в тоже время, потребовало разработки «с нуля» мини-гидросистемы для обеспечения работы полетного загружателя педалей управления рулем направления. В результате нашим ОКБ в сотрудничестве с гидравликами РСК «МиГ» была разработана и успешно реализована на нашем производстве очень изящная и не требующая обслуживания минигидросистема, в которой роль насоса выполняет электромеханизм.

Хотелось бы также отметить, что в результате модернизации состав оборудования тренажера стал гораздо компактнее и проще в эксплуатации. При знакомстве с модернизированным тренажером во время предварительной приемки заказчик был немало удивлен сокращением объемов оборудования и эксплуатационной документации.»

В результате глубокой модернизации тренажера МиГ-29Б заказчик фактически получил в эксплуатацию новое оборудование, полностью соответствующее современному уровню требований к комплексному тренажеру по всему спектру задач пилотирования, навигации и боевого применения самолета, эксплуатации бортовых систем и оборудования, в том числе при наличии отказов, неисправностей и особых случаев в полете. В свою очередь это позволит значительно поднять качество подготовки летного состава ВВС Мьянмы и расширить обучающие возможности тренажера, связанные с отработкой задач боевого применения. Кроме того, обновление тренажера позволит существенно повысить его эксплуатационные характеристики.

Помимо модернизации тренажера контракт включает обязательства по обучению специалистов техническому обслуживанию и эксплуатации тренажера на месте его развертывания в Мьянме.

Статьи номера

Назад