Мировая перепись тренажеров

halldale.png

Ян Стракан представляет анализ данных переписи комплексных тренажеров для военной и гражданской авиации за 2017 г.

Тренажеры для гражданской авиации: рост продолжается

Согласно данным очередного прогноза рынка от компании Boeing, в течение ближайших 20 лет количество авиакомпаний в мире увеличится в два раза (от 23 500 сегодня до 47 000 в 2036 г.), то есть темп роста их численности составит в среднем 5% в год. Поскольку обучение гражданских пилотов сегодня практически полностью осуществляется на тренажерах, ожидается рост численности эксплуатируемых в мире комплексных тренажеров класса FFS, пропорциональный росту гражданского воздушного флота.

Данные переписи мирового гражданского тренажерного парка за 2017 г. подтверждают этот прогноз: на сегодня в мире зафиксировано 1 623 тренажера класса FFS, что на 41 единицу превышает результат прошлого года. В текущем году мировой тренажерный парк пополнился 123 новыми устройствами, 70 тренажеров были выведены из эксплуатации и около 30 были помещены на хранение. Кроме того, уже сейчас имеются данные о 50 новых тренажерах, которые будут введены в эксплуатацию в 2018 г. и в более отдаленном будущем.

В среднем за последние пять лет мировой гражданский тренажерный парк ежегодно увеличивался на 62 единицы. Аналогичный показатель за последние десять и пятнадцать лет составляет 48 и 37 единиц соответственно. Это указывает на тенденцию к ускорению роста, которая – если прогноз Boeing относительно роста количества авиакомпаний верен и не случится каких-либо непредвиденных событий – должна продолжиться в обозримом будущем.

Вернемся к результатам 2017 г. и посмотрим на разбивку мирового тренажерного парка по странам (Таблица 1). Численность тренажерного парка США осталась практически неизменной и составила 584 тренажера класса FFS. На втором месте Китай (154 единицы, рост на 10%), а затем идут Великобритания (95 единиц), Франция (60 единиц), Германия (47 единиц), Канада (47 единиц) и ОАЭ (45 единиц). Гражданский тренажерный парк России пополнился 3 новыми устройствами и составляет 25 единиц. В США на территории штатов Техас и Флорида эксплуатируется больше тренажеров класса FFS, чем в какой-либо другой стране мира: 150 и 112 единиц соответственно. На третьем месте по количеству тренажеров штат Джорджия (56 единиц), а затем идут Колорадо (33 единицы) и Канзас (27 единиц).

Если посмотреть на данные по различным регионам мира (Таблица 2), можно увидеть, что наиболее интенсивный рост гражданских тренажерных парков отмечался на Дальнем Востоке (+26 единиц по сравнению с прошлым годом). Рост численности гражданских авиационных тренажеров также был зафиксирован на Среднем Востоке (+6 единиц), в Южной Америке (+5 единиц) и в Европе (+4 единицы). На территории Северной Америки в 2017 г. было отмечено некоторое сокращение численности тренажеров, вызванное выводом ряда устройств из эксплуатации. Тем не менее, размеры тренажерного парка данного региона по-прежнему остаются весьма впечатляющими – более 600 единиц, что значительно превышает результаты любого другого региона. Нет никаких сомнений, что в будущем рост тренажерных парков Среднего и Дальнего Востока продолжится вместе со значительным увеличением количества авиалайнеров в этих регионах.

Если обратиться к разбивке данных переписи по производителям (Таблица 3), можно увидеть, что по-прежнему с отрывом лидирует компания CAE (Монреаль, Канада): сейчас по всему миру эксплуатируется 755 гражданских авиационных тренажеров этого производителя, что составляет около 47% всего мирового тренажерного парка. В текущем году CAE увеличила свои показатели на 31 единицу. На втором месте американская компания FlightSafety International (FSI) с 345 тренажерами класса FFS, изготовленными на заводе FSI в Талсе. На третьем месте компания L3 Commercial Training Solutions (L3 CTS), производственные подразделения которой расположены в городе Кроли к югу от аэропорта Лондон Гатвик. На данный момент в арсенале компании 259 единицы гражданской тренажерной техники.

Показатели компаний, следующих за L3 CTS, заметно скромнее. На четвертом месте компания TRU Simulation + Training, входящая в состав Textron Group наряду с такими производителями, как Beechcraft, Bell Helicopter и Cessna. Согласно данным переписи, сейчас в арсенале TRU 72 тренажера класса FFS. Производственные мощности компании находятся в Лутце (город к северо-западу от Тампы, штат Флорида; бывший завод компании Opinicus) и в Монреале (ранее – Mechtronix). Разумеется, многие тренажеры, изготовленные TRU, предназначены для подготовки персонала самолетов и вертолетов, производители которых также входят в состав Textron. Следующий производитель в списке – отделение CAE в Сассенхейме (Нидерланды), на долю которого приходятся 69 единиц гражданской тренажерной техники. Далее по списку идет еще один разрыв: на шестом месте в этом году расположилась испанская компания Indra, в арсенале которой только 24 тренажера класса FFS.

Среди важных новостей этого года нельзя не отметить появление долгожданного первого тренажера производства компании ACCEL Flight Simulation, базирующейся в Тяньцзине (порт недалеко от Пекина, Китай). Компания ACCEL – это совместное предприятие Haite High-Tech (Чэнду, Китай) и Rockwell Collins (Сидар-Рапидс, США). Сейчас в производстве у ACCEL находятся еще несколько тренажеров, выпуск которых запланирован, в том числе, уже на будущий год. Кроме того, пока я работал над этой статьей, компания Thales объявила об успешном завершении сертификационных испытаний тренажера вертолета EC135 в Учебно-тренировочном центре авиационной безопасности в Тяньцзине. Администрация гражданской авиации КНР (Civil Aviation Administration of China, CAAC) присвоила тренажеру категорию Level D.

Таблица 1. Комплексные тренажеры для гражданской авиации: разбивка по странам

Кол-во тренажеров Страна Доля в % По сравнению с 2016 г.
в абсолют. выражении в %
584 США 36,0 -4 -0,7
154 Китай 9,5 +14 +10,0
95 Великобритания 5,9 +4 +4,4
60 Франция 3,7 +1 +1,7
54 Германия 3,3 +5 +10,2
47 Канада 2,9 -1 -2,1
45 ОАЭ 2,8 0 0,0
40 Австралия 2,5 +3 +8,1
35 Япония 2,2 +1 +2,9
32 Индонезия 2,0 +5 +18,5
30 Нидерланды 1,8 -1 -3,2
27 Сингапур 1,7 +2 +8,0
22 Бразлия 1,4 -1 -4,3
25 Индия 1,5 +3 +13,6
25 Россия 1,5 +3 +13,6
23 Южная Корея 1,4 +3 +15,0
22 Испания 1,4 0 0,0
18 Малайзия 1,1 0 0,0
20 Турция 1,2 0 0,0
19 Таиланд 1,2 0 0,0
15 Италия 0,9 0 0,0
15 Южная Африка 0,9 0 0,0
14 Катар 0,9 +4 +40,0
14 Тайвань 0,9 0 0,0
12 Мексика 0,7 0 0,0
10 Финляндия 0,6 +3 +42,9
10 Саудовская Аравия 0,6 0 0,0
156 Прочие (45 стран) 9,6 -3 -1,9
1623 ИТОГО: 100,0 +41 +2,6

 

Если посмотреть на разбивку мирового тренажерного парка по типам ЛА, можно увидеть, что 550 тренажеров приходится на гражданскую авиационную технику производства Boeing. Далее, 410 тренажеров приходится на Airbus, 134 тренажера – на Bombardier, 87 тренажеров – на Cessna, 75 тренажеров – на Embraer, 67 тренажеров – на Beechcraft, 47 тренажеров — на Gulfstream и 41 тренажер — на Airbus Helicopter. Около 170 единиц тренажерной техники предназначены для подготовки экипажей ЛА производства компаний, входящих в Textron Group. Это говорит о том, что у компании TRU Simulation + Training имеется потенциал к увеличению своей доли рынка.

Что касается систем тренажеров, практически все новые устройства с подвижностью оборудованы электроприводными подвижными платформами, которые, в отличие от гидравлических, быстрее реагируют на управляющие воздействия, а также не имеют в своем составе гидравлических насосов и гидравлической жидкости.

Таблица 2. Комплексные тренажеры для гражданской авиации: разбивка по регионам

Кол-во тренажеров Регион По сравнению с 2016 г.
631 Северная Америка -5
350 Европа +4
330 Дальний Восток +26
149 Средний Восток +6
59 Южная Америка +5
48 Австралазия +1
31 Африка +1
25 Россия +3
1623 ИТОГО: +41


Благодаря повышенной чувствительности, такие системы обеспечивают более точное воспроизведение акселерационных эффектов, что особенно важно для отработки действий экипажа в нештатных условиях, требующих максимально точного управления ЛА. К таким критическим ситуациям относятся отказы двигателей, неисправности системы управления, а также случаи потери управления в полете (Loss of Control In Flight, LOC-I). Последние привлекают к себе повышенное внимание авиационного сообщества после таких крупных катастроф, как крушение рейса AF 447 в 2009 г. Оборудованный сложной электродистанционной системой управления, авиалайнер Airbus A330 все же вышел за пределы эксплуатационных ограничений, что привело к сваливанию на высоте 38 000 футов. Причиной трагедии стала неспособность экипажа распознать ситуацию, требующую уменьшения угла атаки. Затем последовали крушения рейса Colgan 3407 под Буффало в штате Нью-Йорк, рейса Turkish Air 1951 при заходе на посадку в аэропорту Амстердам Схипхол, а также ряд других катастроф, связанных с потерей управления в полете. Все эти трагические события привели к созданию Международного комитета по обучению экипажей действиям в нештатных условиях (ICATEE). Комитетом были разработаны рекомендации, согласно которым все пилоты авиалиний должны проходить обучение навыкам предотвращения сваливания и вывода самолета из сложных пространственных положений (Upset Prevention and Recovery Training, UPRT), причем такое обучение должно проводиться на тренажерах, прошедших соответствующие испытания и квалификацию.

Таблица 3. Комплексные тренажеры для гражданской авиации: разбивка по производителям

Кол-во тре- нажеров Производитель По сравнению с 2016 г.
в абсолют выражении в %
755 CAE (Канада) +31 +4,1
345 FSI (США) -9 -2,6
259 L3 CTS (Великобритания, ранее – Thales Civil) -11 -4,2
67 CAE CFT (Великобритания) +8 +11,9
72 TRU S+T (Канада и США) +15 +20,8
24 Indra (Испания) +1 +4,2
14 L-3  Link (США) -1 -7,1
15 Thales (Франция и Великобритания) 0 0,0
10 Transas (Россия) 0 0,0
8 SimCom (США) 0 0,0
7 Frasca 0 0,0
6 Rockwell Collins 0 0,0
5 Axis FTS 0 0,0
6 cueSim +1 +16,7
30 Прочие (15 производителей) +6  
1623 ИТОГО (29 производителей): +41 7,0


У тренажеров для отработки действий экипажей на предельных режимах должна обеспечиваться высокоточная синхронизация систем подвижности и визуализации. Для повышения стандартов тренажерной подготовки Международная организация гражданской авиации (ICAO) приняла рекомендации ICATEE практически без замечаний и опубликовала официальные требования по UPRT. Затем региональные авиационные власти — Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) и Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) — выпустили свои инструкции по обеспечению комплексных тренажеров возможностями UPRT, обязывающие производителей ЛА предоставлять производителям тренажеров данные по сваливанию и другим предельным режимам. Среди важных результатов в данной области следует также отметить повсеместное принятие требований категории Level D FFS в качестве мирового стандарта тренажерной подготовки пилотов авиалиний. Менее строгие требования категорий Level A и Level B уже давно считаются устаревшими, а квалификация по Level C, как правило, применяется на промежуточном этапе перед испытаниями на получение категории LevelD.

Помимо тренажеров авиалайнеров, данные переписи текущего года включают 109 тренажеров класса FFS для экипажей вертолетов. В основном это тренажеры тяжелых дорогостоящих вертолетов, поскольку применение комплексного тренажера конкретного типа для подготовки на недорогие легкие вертолеты сложно обосновать с экономической точки зрения. Тем не менее, многие летные школы оборудованы простыми вертолетными тренажерами, которые хоть и уступают FFS по характеристикам, но все же способствуют сокращению износа реальной техники и повышению безопасности полетов.

В пилотировании вертолетов есть немало сложных моментов, например, висение, особенно в условиях сильного ветра. Пилоты сталкиваются с подобными ситуациями, когда работают около нефтяных вышек или выполняют посадку в городской местности или на небольшие площадки в джунглях. Есть потенциально опасный на небольшой высоте режим вихревого кольца, а также различные режимы вибрации. Как и тренажеру авиалайнера, обладающему возможностями имитации предельных режимов, вертолетному тренажеру необходима качественная система подвижности с невысокой транспортной задержкой и хорошая синхронизация работы системы подвижности и системы визуализации. Человеческий мозг обрабатывает акселерационные стимулы очень быстро (в течение миллисекунд), в то время как для обработки визуальной информации ему требуются десятые доли секунды*. Акселерационные стимулы особенно важны, когда отсутствует визуальная информация об окружающей среде, например, при полете в зонах облачности или в ночных условиях. Неудивительно, что многие случаи потери управления в полете, о которых говорилось выше, произошли именно в таких условиях.

Отображение вибрации с помощью системы подвижности тренажера в принципе возможно, однако оно способствует преждевременному износу приводов и связанных с ними компонентов. Поэтому на тренажеры устанавливаются дополнительные имитаторы вибрации, которые активируются по сигналам от вычислительного комплекса при выходе на соответствующий режим, например, при переходе от горизонтального полета к висению. Для этого под полом кабины или под креслами пилотов устанавливается блок с электрическим двигателем, приводящим в движение эксцентриковый вибровозбудитель. Именно такими имитаторами вибрации оборудованы многие вертолетные тренажеры.

Специфика вертолетов – в частности, более широкое поле обзора из кабины по сравнению с авиалайнерами – требует широкоугольных систем визуализации. Многие вертолетные тренажеры класса FFS имеют более трех каналов визуализации, два из которых, как правило, покрывают поле обзора внизу экрана, чтобы на висении обеспечить экипажу обзор через иллюминаторы в нижней части кабины. Некоторые тренажеры вертолетов оборудованы многоканальными системами визуализации со сферическими проекционно-экранными комплексами, включающими 8, 10 или даже 15 проекторов для максимально широкого поля обзора. Сейчас доступны самые разнообразные технические возможности – нужно лишь выбрать, что именно необходимо тренажеру для эффективной подготовки пилотов и минимизации рисков при эксплуатации конкретного типа ЛА.

Что касается «возраста» эксплуатируемых сегодня тренажеров класса FFS, половина мирового тренажерного парка младше 10 лет, а более старые тренажеры имеют в своем составе обновленные компоненты (например, новые системы визуализации) или же прошли полную модернизацию. Широкое распространение тренажеров класса FFS стало возможным во многом благодаря усилиям полковника ВВС США Эда Бута, который после выхода в отставку возглавлял отделение FAA в Атланте, занимающееся тренажерами. Еще в 1982 г. на основе материалов рабочей группы из отделения в Атланте FAA опубликовало требования к комплексным тренажерам первого поколения. Целью этого проекта был переход к отработке таких опасных ситуаций, как отказ двигателя после взлета (т.е. при весе, близком к взлетному), не на реальной технике, а на тренажерах. Оглядываясь назад, мы понимаем, почему развитие отрасли пошло именно по этому направлению, учитывая основной мотивирующий фактор – снижение риска гибели людей при обучении на реальных авиалайнерах. Учебные ситуации со сбросом тяги одного двигателя на небольшой скорости (безопасной скорости взлета V2) привели к нескольким авариям, в результате которых погибли не только пилоты, но и сотрудники наземного обслуживания аэропортов. Эти аварии также унесли жизни нескольких инспекторов FAA, которые находились в кабине для наблюдения за действиями экипажа и должны были по результатам проверки допустить пилотов к полетам с пассажирами на борту.

В этой статье представлен ежегодный обзор перспектив гражданского авиационного тренажеростроения, в первую очередь касающийся самых современных комплексных тренажеров, а еще точнее — тренажеров самой высокой квалификационной категории FFS Level D. Численность тренажеров класса FFS будет расти пропорционально росту мирового флота авиалайнеров. В соответствии с текущим прогнозом Boeing, в ближайшие два десятилетия ожидается удвоение гражданского воздушного флота, и соответственно увеличится количество комплексных тренажеров. Тренажерные парки будут расти в регионах базирования авиалайнеров, то есть следует ожидать появления большого количества новой тренажерной техники на Среднем и Дальнем Востоке. При наличии множества компаний, специализирующихся на изготовлении тренажеров и имеющих опыт их сертификации в соответствующих регулирующих организациях, производство необходимого количества тренажеров не составит проблемы. Сложнее будет найти и подготовить коммерческих пилотов в достаточном количестве, ведь потребность в них будет огромной. Но это, как говорится, уже совсем другой вопрос!

Мировая перепись тренажеров для военной авиации

В 2017 г. ежегодная перепись показала заметное увеличение количества эксплуатируемых в мире военных авиационных тренажеров – приблизительно на 6,8% по сравнению с результатами прошлого года. Продолжая наметившуюся ранее позитивную тенденцию, в текущем году численность мирового тренажерного парка увеличилась почти на 200 единиц и составила 2994 единицы (Таблица 4). Таким образом, общее количество военных авиационных тренажеров в мире приближается к трем тысячам, причем, скорее всего, эта цифра занижена, поскольку некоторые страны по-прежнему демонстрируют неготовность к разглашению даже самых общих данных, связанных с использованием моделирования, тем самым подчеркивая государственное значение данной технологии. Так, во время выступления на европейской конференции ITEC, которая прошла в мае текущего года в Роттердаме, важность моделирования подчеркнул Главный научный сотрудник НАТО доктор Том Киллион, заявив, что оно «находится в центре практически всех мероприятий НАТО, от разработки и планирования до обучения персонала и отработки конкретных миссий».

Страны-эксплуатанты

Численность военных тренажеров в арсенале США выросла в текущем году более чем на 130 единиц. Также рост численности тренажерных парков был отмечен в Австралии, Египте, Германии, Польше, России, Саудовской Аравии, Южной Корее, Испании и Великобритании. В Австралии, Великобритании и США увеличение общего количества тренажеров происходило, в том числе, за счет поставок тренажеров истребителя F35 Lightning в рамках программы «Единый ударный истребитель», которая сейчас выходит на полный объем производства. На сегодняшний день F35 является самым высокотехнологичным истребителем в мире, и для подготовки на него разработаны технические средства обучения такого же высокого уровня, в том числе комплексный тренажер, обеспечивающий отображение закабинной обстановки на полносферическом экране. Поскольку истребитель существует только в одноместном варианте, тренажер очень важен для подготовки пилотов к самостоятельной работе на реальном самолете. Кроме того, тренажер оснащен возможностями подключения к сети для проведения совместных учений с участием других тренажеров, командных центров и даже реальной техники. Благодаря этим возможностям отработка (и, если потребуется, корректировка) сложных миссий может проводиться в виртуальной среде до перехода к непосредственным боевым действиям. Следует также отметить, что после полного ввода F35 в эксплуатацию соотношение количества самолетов и тренажеров для данного истребителя, вероятно, превысит аналогичные показатели, зафиксированные для фронтовой истребительной авиации ранее.

Таблица 4. Численность эксплуатируемых в мире военных авиационных тренажеров с разбивкой по странам

Количество тренажеров Страна %
1 495 США 49,9
143 Великобритания 4,8
133 Франция 4,4
92 Россия 3,1
74 Южная Корея 2,5
59 Япония 2,0
57 Саудовская Аравия 1,9
56 Италия 1,9
55 Турция 1,8
54 Германия 1,8
51 Австралия 1,7
42 Канада 1,4
36 Нидерланды 1,2
33 Испания 1,1
32 Египет 1,1
32 Швеция 1,1
31 Индия 1,0
31 Тайвань 1,0
28 ОАЭ 0,9
26 Израиль 0,9
24 Бразилия 0,8
20 Мексика 0,7
19 Польша 0,6
18 Сингапур 0,6
17 Малайзия 0,6
17 Таиланд 0,6
15 Афганистан 0,5
14 Ирак 0,5
12 Швейцария 0,4
11 Алжир 0,4
11 Южная Африка 0,4
10 Бельгия 0,3
10 Индонезия 0,3
10 Оман 0,3
180 Прочие (41 страна) 6,0
46 Данные по эксплу- атантам закрыты 1,5
2 994 ИТОГО 100,0


Если посмотреть на разбивку результатов США по видам вооруженных сил, можно увидеть, что ВВС увеличили свой тренажерный парк на 90 единиц (теперь его общая численность составляет 710 тренажеров), Армия – на 26 единиц (общая численность – 323 тренажера) и ВМС – на 14 единиц (общая численность – около 300 тренажеров). Общее количество тренажеров на службе Морской пехоты США составило более 90 единиц. Около 60 единиц тренажерной техники негражданского назначения эксплуатируются различными организациями и агентствами США (в общей сложности 15 эксплуатантов, среди которых Береговая охрана, NASA и др.). Попрежнему мало данных по Китайской Народной Республике. По оценкам открытых источников, флот ВВС Китая насчитывает свыше 3 000 единиц авиационной техники. Логично предположить, что численность тренажерного парка Китая соответствует этой цифре и значительно превышает 8 единиц тренажерной техники, по которым имеются официальные ответы на наши запросы, а также данные в открытых источниках.

Производители

Обратимся к данным по производителям тренажеров (Таблица 5). Вместе с ростом численности истребителей F35 увеличивается количество эксплуатируемых в мире тренажеров производства Lockheed Martin (+ 40 единиц по сравнению с прошлым годом). Однако самый большой прирост отмечается у компании Boeing Defense (СентЛуис) – в этом году компанией было поставлено не менее 80 новых тренажеров. Основной объем поставок Boeing Defense составили тренажеры истребителя F16 для ВВС и Воздушной гвардии США; помимо них в текущем году компанией также поставлялись тренажеры истребителей F15 Eagle и F22 Raptor, а также ударного вертолета AH64 Apache. Лидером по общему количеству эксплуатируемых в мире военных авиационных тренажеров по-прежнему остается L-3 Link USA (Арлингтон, штат Техас), а на втором месте в этом году оказались Boeing Defense и CAE (Канада). За пределами США лидирует компания Thales, производственные подразделения которой находятся во Франции и Великобритании, затем идут ЦНТУ «Динамика» (Россия), Elbit (Израиль), Sogitec (Франция), Havelsan (Турция), AMST (Австрия), Indra (Испания), KAI (Южная Корея) и VRM (Словакия). Это говорит о том, что мировая тренажерная индустрия сегодня представлена игроками из разных стран и весьма активна.

Таблица 5. Численность эксплуатируемых в мире военных авиационных тренажеров с разбивкой по производителям

Количество тренажеров Производитель %
524 L-3 Link USA 17,5
296 Boeing Defense 9,9
295 CAE Canada 9,9
227 Lockheed Martin USA 7,6
220 Thales 7,3
216 FlightSafety 7,2
137 Frasca 4,6
83 ЦНТУ «Динамика» 2,8
83 ETC 2,8
83 Rockwell Collins 2,8
53 Elbit 1,8
53 Sogitec 1,8
48 Havelsan 1,6
46 AMST 1,5
41 Camber 1,4
39 Indra 1,3
37 CAE USA 1,2
35 KAI 1,2
29 VRM 1,0
28 Mitsubishi 0,9
28 Saab 0,9
27 EF ASTA 0,9
25 QinetiQ 0,8
25 AeroSim 0,8
23 BAE Systems 0,8
18 Veraxx 0,6
17 DoDaam 0,6
15 ETC-PZL 0,5
15 Кронштадт 0,5
15 Leonardo Aircraft 0,5
13 Embraer/Dados 0,4
11 Flt Dynamix 0,4
11 NH90 Consortium 0,4
178 Прочие (39 производителей) 5,9
2 994 ИТОГО 100,0


Тренажеры для авиационной техники различных назначений

Если посмотреть на разбивку мирового военного тренажерного парка по категориям ЛА, можно увидеть, что в этом году появилось более 130 новых тренажеров для истребительной авиации (общее их количество составляет сегодня более 1300 единиц). Численность вертолетных тренажеров также увеличилась и приближается к 800 единицам. Затем идут тренажеры тяжелых многодвигательных самолетов (около 450 единиц), учебно-тренировочных самолетов (270 единиц) и беспилотников (50 единиц). Завершают список универсальные и многоцелевые авиационные тренажеры (около 50 единиц).

Характеристики тренажеров, как правило, зависят от назначения ЛА. Так, большинство тренажеров истребителей оборудованы широкоугольными системами визуализации. У многих таких тренажеров проекционноэкранные комплексы реализованы на базе проекторов, установленных внутри сферических экранов, или на базе светопропускающих экранов из плоских сегментов, установленных перед кабинами. По данным переписи сегодня в мире эксплуатируется около 900 тренажеров, количество каналов визуализации которых превышает пять, а также более 260 тренажеров с десятью и более каналами визуализации. Такие устройства обеспечивают «высокую детализацию изображения в любой части экрана», однако, как правило, не имеют подвижности – из-за внушительных размеров многоканальных систем визуализации. Тем не менее, следуя за практикой, принятой в гражданской авиации, около 900 тренажеров тяжелых многодвигательных самолетов, а также тренажеры многих вертолетов сегодня оборудованы системами подвижности. Тренажеры на подвижной платформе обеспечивают реалистичное воспроизведение управления ЛА в таких критических ситуациях, как отказы двигателей и бортовых систем, в условиях, требующих точного маневрирования, в условиях турбулентности и сдвига ветра, при отказах системы управления, при боевых повреждениях ЛА и т.п. Практически все новые тренажеры оборудуются электромеханическими системами подвижности, которые приходят на смену гидравлическим и имеют ряд преимуществ, среди которых более быстрая реакция на управляющие воздействия, снижение эксплуатационных издержек – и, конечно, отсутствие риска утечки гидравлической жидкости. Повышается и качество программного обеспечения систем подвижности авиационных тренажеров. Это происходит не только за счет совершенствования математических моделей, но также в результате ряда изменений в области нормативно-правового регулирования, проведенных после таких крупных катастроф, вызванных потерей управления в полете, как крушение рейса AF447 над Атлантикой, рейса Colgan 3407 в США и некоторых других. В частности, после этих трагических событий были введены обязательные проверки навыков пилотов авиалиний по выводу самолета из сложных пространственных положений, а также по принятию необходимых мер в ситуациях потери управления в полете. Такие проверки должны проводиться на комплексных тренажерах класса FFS, оборудованных системами визуализации и подвижности, позволяющими реализовать точное воспроизведение предельных режимов. Среди военных авиационных тренажеров сегодня около 650 единиц отвечают высоким сертификационным стандартам, принятым в гражданской авиации. Если заказчик принимает решение о закупке военного тренажера с подвижностью, в техническом задании на разработку достаточно указать, что устройство должно отвечать требованиям соответствующего гражданского стандарта, чтобы не перегружать документ сложными формулировками. Так, например, тренажеры стратегического транспортного самолета C-17 Globemaster III, тяжелой и дорогостоящей машины, классифицируются как устройства категории «Level D plus», то есть превосходящие по своим характеристикам даже самые строгие гражданские стандарты. Выполнив двадцать комплексных миссий на таком тренажере, новый пилот готов к получению квалификации после всего двух тренировочных полетов на реальном самолете.

Сетевые возможности

Одним из существенных отличий военных авиационных тренажеров являются их сетевые возможности, которые отсутствуют у тренажеров для гражданской авиации. После отработки пилотами штатных проверок и процедур тренажер можно объединить в сеть с другими устройствами – и тогда его возможности становятся практически безграничными. Можно создать сеть из тренажеров разных типов ЛА для отработки действий в составе тактической группы, включающей авиационную технику, обеспечивающую транспортную поддержку, дозаправку в воздухе, наблюдение и управление огнем, удары по наземным целям и противовоздушную оборону. Именно для этих целей изначально создавалась Распределенная сеть подготовки экипажей ВВС США (Distributed Mission Operations, DMO), которая начала работать в начале прошлого десятилетия. Затем аналогичные возможности получили самолеты и вертолеты Армии и ВМС США. Для проведения масштабных учений сетевыми возможностями также были оснащены различные транспортные средства и оружие на службе сухопутных и морских войск. Например, в программе F35 приняты требования, согласно которым тактические тренажеры во всех 10 странах, принявших на вооружение эти истребители, должны иметь возможности связи друг с другом во время учений, а протоколы безопасности сети должны обеспечивать защиту секретных данных каждого отдельного государства-участника. Поскольку многие вооруженные силы по-прежнему эксплуатируют тренажеры предыдущих поколений, перепись текущего года показала, что на данный момент сетевые возможности имеются лишь у половины мирового тренажерного парка. Тем не менее, в будущем, по мере модернизации и вывода из эксплуатации старых тренажеров, ожидается увеличение этого показателя. Многие крупные эксплуатанты, такие, как Морская пехота США, заявляют о планах по полному оснащению своих тренажерных парков сетевыми возможностями к 2019 г.

В целом данные очередной переписи показывают, что отрасль военного авиационного тренажеростроения продолжает расти и развиваться.

По материалам журналов CAT Magazine 4/2017 и MS&T Magazine 3/2017

Перевод с английского

Татьяны РОМАНОВОЙ




Статьи номера

Назад