Экспериментальный образец тренажера экипажа Ил-112В

112.jpgВ компании ЦНТУ «Динамика» создан экспериментальный образец процедурного тренажера экипажа самолета Ил-112В, который передан для эксплуатации в ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина». Для «Динамики» эта работа стала важным шагом в процессе прототипирования всей последующей линейки ТСО для подготовки экипажей Ил-112В, которую компании предстоит разрабатывать в рамках контракта с Министерством обороны РФ.

Работа была выполнена в рамках государственного контракта на проведение опытно-конструкторских работ по созданию легкого военно-транспортного самолета, заключенного между Министерством обороны РФ и ОАО «Ил». Экспериментальный образец процедурного тренажера Ил-112В (ЭО ПТС112В) предназначен для проверки и обоснования основных технических решений по созданию процедурного тренажера самолета Ил-112В. В частности, это касается отработки модели динамики полета, характеристик устойчивости и управляемости самолета Ил-112В с новой системой управления на эксплуатационных режимах полета, отработки технических решений по системе имитации визуальной обстановки и системе имитации загрузки органов управления самолетом.

Кабина тренажера представляет собой копию кабины самолета Ил-112В с рабочими местами правого и левого летчика. В кабине используются прототипы органов управления самолетом и двигателями (штурвалы, педали, РУД, ручки управления выпуском и уборки механизации крыла и шасси, рулежное устройство). Система визуализации тренажера представляет собой четырехканальную оптико-коллимационную систему с компьютерным синтезом изображения и с полем обзора 86° по горизонтали и 28° по вертикали для каждого летчика. В комплект поставки входит сцена визуализации размером 1000 км  1000 км, воспроизведенная по данным цифровой картографии, имитирующая реальные аэродромы и аэропорты с высокой степенью достоверности (Домодедово, Раменское, Придача, Балтимор и другие).

Тренажер не случайно назван экспериментальным. Технические решения, использованные при его создании и отработанные в ходе эксплуатации, будут применяться при создании основного процедурного и комплексного тренажера Ил-112В, которые войдут в линейку технических средств обучения, предназначенную для подготовки летного и инженерно-технического состава, и которую компании предстоит разрабатывать в рамках контракта с Министерством обороны.

Александр БОРИСЕНКО, руководитель проекта:

“Работа по созданию экспериментального тренажера Ил-112В, планируемая вначале как незначительная доработка изготовленного в ОАО «Ил» в рамках ОКР «Трансферт» стенда «Призма-СПС», на самом деле вылилась в полноценную опытно-конструкторскую работу. Были спроектированы и изготовлены:

  • электромеханическая система загрузки рычагов управления, обеспечивающая возможность моделирования перемещений и усилий на штурвалах и педалях, соответствующих самолету Ил-112В на всех режимах полета;

  • вычислительный комплекс и рабочее место инструктора, реализующие возможность отработки модели динамики полета с оперативным управлением процессом моделирования;

  • система электропитания, оборудованная, в том числе, средствами бесперебойного электропитания;

  • система визуализации на базе четырех ОКУ и нового программного комплекса генерации внешней обстановки, разработанного ООО «Константа Дизайн»;

  • новая рама кабины и входной трап;

  • система кондиционирования кабины.

Для обеспечения выполнения задачи тренажера в части пилотирования по приборам были разработаны прототипы имитаторов многофункциональных индикаторов, реализующие основные форматы пилотажно-навигационных и самолетных параметров, полностью соответствующие МФИ ПрНПК (прицельного навигационно-пилотажного комплекса) самолета Ил-112В.

В связи с этим, хочу отметить работу специалистов ОКБ и подразделений производства, которые в условиях тотального дефицита времени сумели спроектировать и качественно изготовить тренажер и выполнить пуско-наладочные работы в установленные договором сроки. Специалисты макетного цеха, исходя из технического состояния макета кабины стенда «Призма-СПС», профессионально произвели его капитальный ремонт с полной заменой внешней обшивки и реставрацией силового каркаса и внутреннего интерьера кабины, что было отмечено членами комиссии ОАО «Ил», производившими приемку ЭО ПТС-112В.

Работа по созданию ЭО ПТС-112В выполнялась в тесном взаимодействии со специалистами соответствующих отделов и других подразделений ОАО «Ил», чьи советы и замечания, как будущих эксплуатантов, были реализованы при проектировании тренажера. ЭО ПТС-112В является продолжением программы «Динамики» по созданию ТСО для самолетов марки «Ил». Так, ранее компания выполнила целый ряд ОКРов по разработке процедурного тренажера экипажа самолета Ил-76МД-90А, тренажера рабочего места оператора заправки самолета Ил-78М-90А, а также учебного компьютерного класса для подготовки летного и инженерно-технического состава на Ил-76МД-90А и Ил-78М-90А. Еще раньше в компании был разработан и создан комплексный тренажер экипажа самолета Ил-78, ставший первым в истории отечественной авиации полноценным тренажером самолета-заправщика, который обеспечивает комплексную подготовку всего экипажа: летчиков, штурмана, бортинженера, бортрадиста и оператора заправки. Надеемся на дальнейшее сотрудничество с ОАО «Ил» по созданию ТСО новых и модернизируемых самолетов марки «Ил»“

Программа создания легкого военно-транспортного самолета Ил-112В имеет непростую предысторию. В первой половине 1990-х годов «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» на собственные средства занялся разработкой самолета в классе Ан24/Ан-26, способного перевозить как грузы, так и пассажиров. В 1994 г. был выполнен эскизный проект самолета для местных воздушных линий. В пассажирской конфигурации самолет мог брать на борт до 44 пассажиров с багажом. Производство самолета предполагалось организовать в Кумертау на коммерческой основе, однако по ряду причин этим планам не суждено было сбыться.

Ставка была сделана на превращение Ил-112 в военно-транспортный самолет Ил-112В, эскизный проект которого появился в 2000 году. Потребность в таких самолетах к тому времени назрела — нужна была замена устаревающему парку Ан-26. В 2002 году ВВС России объявили конкурс, в котором ильюшинцы приняли участие со своим Ил-112В. Его конкурентами выступили Ту-136Т (АНТК им. Туполева), МиГ-110ВТ (РСК «МиГ»), С-80ТД («ОКБ Сухого») и М-60ЛВТС (ЭМЗ им. Мясищева). Победителем конкурса стал Ил-112В, о чем было объявлено 8 апреля 2003 г. на расширенном заседании конкурсной комиссии.

Защита эскизного проекта и макетная комиссия состоялись в декабре 2004 г., после чего началось рабочее проектирование. Постройка опытного образца была поручена Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу (ВАСО). Перспективы обнадеживали. Согласно графику работ первый полет нового самолета должен был состояться до конца 2006 г., а в 2007 году предполагалось выпустить установочную партию. Окончание государственных испытаний Ил-112В намечалось на середину 2008 года, однако позже эти сроки были пересмотрены из-за трудностей, связанных с задержкой в создании субподрядчиками ряда важных элементов оборудования.

Тем временем в судьбе проекта наступил драматический поворот. В мае 2010 г. финансирование работ со стороны заказчика было приостановлено, а в августе 2010 г. и вовсе прекратилось. Более трех лет работы по Ил-112В практически не велись. В 2011 г. в Минобороны возникло намерение приобрести на Украине самолеты Ан-140 грузовой модификации, несмотря на то, что рампового варианта Ан-140 не существовало. Эти планы потеряли актуальность после известных событий на Украине, однако еще ранее, в конце 2012 года, в Минобороны появились намерения реанимировать проект Ил-112В.

В октябре 2013 года Министерством обороны было принято решение о продолжении работ по проекту Ил-112В. В ноябре 2014 г. между МО РФ и ОАО «Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина» был заключен государственный контракт на проведение опытно-конструкторских работ по созданию легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Он предусматривал постройку только первых двух опытных экземпляров, летного и статического.

В июне 2015 года состоялась защита документации к техническому проекту самолета перед заказчиком, для чего был изготовлен и предъявлен заказчику полноразмерный макет кабины экипажа. ОКБ приступило к передаче на ВАСО конструкторской документации. К концу декабря 2016 года на ВАСО был завершен важный этап агрегатной сборки первого опытного Ил-112В (летного образца). Практически сразу после установки агрегатов фюзеляжа в стапель общей сборки в стапелях отсеков началась работа по закладке деталей второго опытного экземпляра Ил-112, предназначенного для статических испытаний.

К концу 2017 года предполагается завершить оснащение первого Ил-112В системами и бортовым оборудованием, после чего машина будет передана на заводскую летно-испытательную станцию.

Предусматривается постройка еще двух опытных экземпляров Ил-112В для проведения ОКР и летных испытаний. Эти машины присоединятся к первым двум экземплярам самолета, так что с течением времени в программе испытаний Ил-112В будут задействованы четыре машины (включая один нелетный экземпляр). По словам директора дирекции программы Ил-112В ОАО «Ил» Дмитрия Савельева, в феврале 2018 года Ил-112В должен быть передан на государственные испытания.

Возвращением к истокам проекта может стать создание на базе Ил-112В его гражданского варианта Ил-112Т, эскизная проработка которого была уже проведена ранее. По оценкам специалистов «Ильюшина», до 2030 года компания планирует построить до 200 самолетов Ил-112 всех модификаций.


Статьи номера

Назад