Марина Лысцева: Знак фотографического качества

Светлана Поповьян

Знакомьтесь, фотокорреспондент ИТАР-ТАСС Марина ЛЫСЦЕВА. Её первые шаги в фотографии начинались с фотоаппарата «Зенит-ЕТ» со штатным «Гелиосом» и вспышкой «Чайка». Если, конечно, не считать бачков, ванночек и увеличителя «УПА». Закончив архитектурный факультет, она пришла работать не в архитектурное бюро, а в редакцию журнала «Вестник авиации и космонавтики». Видимо, это была судьба. Ибо кто бы мог подумать тогда, что она сможет дотянуться до неба?

Вся корпоративная полиграфия, реклама, выставки, публикации в СМИ, презентации и т.д. — где только не сталкиваешься с необходимостью работать с профессиональными фотоизображениями. Без такого фотоархива трудно делать успешные проекты в области PR и рекламы. Но вот беда: авиационные тренажеры — не самолеты и вертолеты, которые фантастически красивы сами по себе. К тому же, научившись делать тренажеры, замечательные по своим обучающим свойствам, мы не всегда успеваем подумать о том, что называется промышленным дизайном, основной постулат которого гласит: продукт должен быть не только функциональным, но и выглядеть эстетично.

Мы познакомились с Мариной вполне банальным образом — через Интернет. Часто просматривая наши авиационные журналы, я всегда отмечала первоклассные фотографии, попадавшиеся на их страницах. Я стала обращать внимание на авторскую подпись и с удивлением обнаружила, что почти всегда то, что мне нравилось, было подписано одним именем: Марина Лысцева. И я совершенно тупо, по устойчивой привычке искать все потерянное в Сети, набрала это имя в Google.

К моему удивлению, мне вывалилось огромное количество ссылок! Попав на персональную страницу Марины на Foto.ru, я «провалилась» часа на два: там было что посмотреть! Самолеты, фейерверки, путешествия, портреты — целое море первоклассных снимков! Конечно, в ее работах чувствовалось мастерство — но это было не главное. В конце концов, ракурс, освещение, композиция и тому подобное — это ремесло, которому можно научиться. Здесь же явно было другое. Было совершенно очевидно, что автор обладает редким даром, как-то по-другому устроенным глазом художника с его способностью улавливать вечно ускользающую красоту и безошибочно видеть суть вещей, скрытую за их формой. А вот этому уже научиться трудно — с этим можно только родиться. И я поняла, что для того, чтобы снимать наши тренажеры, нужно на те вещи, которые мы видели сотни раз, посмотреть заново, причем сделать это должен настоящий мастер. Я написала Марине письмо с предложением поработать вместе, и сразу получила ответ. Да, она попробует, и ей это даже интересно с чисто профессиональной точки зрения: речь шла о тренажере Ми-35М, и особую сложность представляла съемка ночных режимов пилотирования. Результат был просто невероятен — ночной полет на тренажере выглядел потрясающе! Вот почему я с тех пор всегда с волнением открываю станицу на mail.ru, на которой вижу знакомый заголовок: Получить файлы от @Фотограферши.

Ну а потом было много фотопроектов — тренажеры Ми-8МТВ «Лесник», Л-39, Ми-28Н, МиГ-31, стенд ПС-10М и далее — по всем пунктам. Сегодня это золотой фонд фотоархива «Динамики». Но хватит про тренажеры. в объективе — самолеты и вертолеты. Марина Лысцева сегодня по праву считается одним из лучших авиационных фотографов России, и перед вами — бесспорное тому доказательство.

Из статьи Марины Лысцевой «Урок фотографии»:

«Самолеты похожи на животных. Пассажирские лайнеры — домашние, ручные, послушно бегут к своему аэродрому. Истребители — хищные кошки, их движения быстры и грациозны. Когда они спят на земле, можно подойти, прикоснуться к крылу, неторопливо выстроить кадр. Самолеты любят и умеют позировать. А потом стремительно исчезают, оставляя после себя небо, исчерченное белыми полосами»...

(полный текст статьи читайте в журнале «ФОТОдело»

№ 11–2006 или на сайте www.fotodelo.ru)

Статьи номера

Назад