Карта сайта Версия для печати English

СВВАУЛ: полет в воздухе начинается на земле!

В конце прошлого года компания ЦНТУ «Динамика» впервые осуществила поставку комплексного тренажера нового поколения для государственного высшего учебного заведения, готовящего военных летчиков — Сызранского высшего военного училища летчиков (СВВАУЛ).

Тренажер экипажа транспортно-боевого вертолета Ми-24П, составляющего основу фронтовой авиации страны, позволяет вести обучение и подготовку экипажа к выполнению полного спектра пилотажных и боевых задач с использованием штатных систем бортового вооружения. С помощью этого тренажера можно отрабатывать свыше 90% задач обучения экипажа, его главная особенность состоит в том, что макеты обеих кабин — летчика и штурмана-оператора — скомпонованы так же, как в реальном вертолете, что позволяет в полном объеме отрабатывать применение авиационных средств поражения.

Прошло полгода, и в ходе одной из рабочих поездок в Сызрань мы встретились с инструкторами и курсантами училища. Было крайне интересно и полезно пообщаться с теми, для кого предназначен тренажер, узнав «из первых рук» мнение о его возможностях. Занятия на тренажере проводят опытные инструкторы, летчики 1-го класса, подполковники, в прошлом — командиры эскадрилий В.Н. Барыкин, В. Г. Грошевой и В.В. Болвачев. От них мы узнали об интересном эксперименте, который проводится в училище с использованием тренажера. Попутно заметим, что необходимость проведения в училище таких, не побоимся этого слова, исследований — прямое следствие отсутствия в России современной нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок и объем тренажерной подготовки летчиков. Известно, например, что американский пилот тактической авиации, имеющий годовой налет около 200 часов, должен в течение года «налетать» на различных тренажерах от 200 до 800 часов. У нас пока таких действующих нормативов применительно к тренажерам нового поколения нет, как не хватает сегодня и самих таких тренажеров в ВВС.

Сызрань — город необычный. И не только потому, что там находится Высшее военное училище летчиков (СВВАУЛ). В нем удивительным образом сосуществует почти патриархальный уклад жизни и современный ритм бытия, чудесные небольшие садики владельцев частных домов с резными наличниками и унылые бетонные многоэтажки… Но первое, что поражает взгляд по прибытии на вокзал Сызрани — количество железнодорожных путей, огромное для небольшого города с населением около 185 тысяч человек. Через город, основанный в 1796 году, проходит железная дорога в шести направлениях, соединяющая его со всеми регионами страны, в свое время он был крупным перевалочным пунктом грузов с железных дорог на волжские суда и наоборот.

А потом случилось то, что сегодня одни продолжают считать Великой Октябрьской социалистической революцией, а другие стали называть «октябрьским переворотом». Однако как не назови — суть в том, что событие действительно оказалось эпохальным. Россия, покончившая с прошлым, пошла «другим путем». Может быть, именно этот путь и привел к тому, что в 1960 году появилось Сызранское военное училище летчиков, которому в 1966 году был присвоен статус высшего. СВВАУЛ — единственный ВУЗ в Российской Федерации, занимающийся подготовкой военных лётчиков на вертолётах Ми-2, Ми-8 и Ми-24 для всех министерств и ведомств РФ.

Сегодня в училище совершенствуется и обновляется учебная база, работают 10 кафедр, лаборатории, специализированные кабинеты и тренажеры. За годы учебы курсанты изучают десятки дисциплин, таких как аэродинамика, высшая математика, физика, тактика, экология, социология, конструкция и эксплуатация авиационной техники, инженерная графика, иностранный язык и многие другие.

В СВВАУЛ в большом почете вертолетный спорт, который существует в стране с 1959 года. За прошедшие годы в училище подготовлено 217 мастеров спорта, 2 мастера спорта международного класса. Дважды спортсмены училища побеждали на чемпионатах мира, завоевали в общей сложности более 220 медалей разного достоинства на чемпионатах СССР, России и ВС.

Леонид Мастерков, полковник, заместитель начальника СВВАУЛ:
«Сызранское училище эксплуатирует три типа вертолетов. Раньше у нас был один тренажер «Березина» для вертолета Ми-24, не смену которому пришел тренажер производства «Динамики», для остальных же типов вертолетов не было и до сих пор нет ни одного тренажера. Были практически самодельные устройства, позволяющие немного сберечь ресурс вертолета. Ни один из тренажеров предыдущего поколения не давал адекватную подготовку летного состава по технике пилотирования, это были совсем простые симуляторы. К сожалению, нет статистических данных по обучению на тренажерах нового поколения, мы сейчас проводим эксперимент, чтобы к сентябрю 2008 года такие данные получить. Но одного тренажера для училища очень мало. У нас 2 полка обучаются, где около сотни летного состава в каждом полку, плюс несколько сотен курсантов, так что один тренажер должен работать не выключаясь, что пока невозможно даже по ресурсу самого тренажера. Все понимают, что тренажерная подготовка — это будущее, что современные вертолеты Ми-28, Ми-24П, Ка-52, Ка-60, Ансат без тренажной подготовки даже освоить невозможно. Роль предварительной подготовки становится определяющей, не только для того, чтобы научить летать, но даже и просто освоить вертолет. Судите сами: на самолете По-2 стояло всего 5 приборов, На Ми-24 стоит 40 приборов и более 300 переключателей — надо долгими тренажными подготовками довести владение этими устройствами до автоматизма, ибо в воздухе нет места для долгих раздумий. Частично это позволяют делать процедурные тренажеры. Полноценный же пилотажный тренажер мы получили впервые, нам надо его осваивать. Эксперимент, который мы сейчас проводим на тренажере, очень важен для нас. Допустим, мы поймем, что та группа курсантов, которая обучалась с использование тренажера, показала себя лучше (например, по навигации, по стрельбе и т.д.) чем группа, которую не пускали на тренажер. Вот тогда мы сможем сказать, какую тренажную подготовку на следующий год ставить во главу угла».

Виктор Грошевой, инструктор тренажера Ми-24П:

«Наш эксперимент заключается в том, что часть курсантов обучается по старой схеме, а часть — с привлечением занятий на новом тренажере. Цель эксперимента — сократить вывозную программу на Ми-24П (вывозная программа — это полеты с инструктором, которые совершает курсант перед самостоятельным вылетом). Нам поставили задачу выделить одну учебную группу и дать им часть вывозной программы (например, по 5 часов чистого налета) на этом тренажере. Как правило, это первоначальная летная подготовка — висение и полет по кругу. И посмотреть, как это скажется на реальной вывозной программе, которая на Ми-24П составляет 10 часов. Сравнивая результаты двух экспериментальных учебных групп, мы должны понять в конечном итоге, какую часть реальной вывозной программы мы можем сократить за счет использования занятий на тренажере? И сколько часов занятий на тренажере позволят сократить вывозную программу, к примеру, на 4 часа? А 4 часа — это, посмотрите, сколько топлива — какой экономический эффект! Обучение на тренажере, по нашим данным, в 20 раз дешевле, чем на реальном вертолете. Но, что самое ценное, на этом тренажере мы имеем возможность вводить особые случаи, не боясь за последствия. Мы вводили отказ двигателя, начиная от взлета и кончая всеми этапами полета в зоне, по кругу, и так далее. Как он реагирует? Сумеет ли он заметить? Как он действует? Если курсант как-то неправильно действовал, попал в аварийную обстановку, случай специально разбирается после занятий. Это упражнение трудное, не только некоторые курсанты, но и опытные летчики не сразу замечают отказ. Наша задача — научить вовремя определить отказ и грамотно и быстро действовать для предотвращения аварии или падения вертолета».

Василий Разлетов, курсант 5-го курса Сызранского ВВАУЛ:

«Я хочу сказать огромное спасибо создателям этого тренажера, с его помощью мы пробовали разные полетные задания, мы летали ночь, летали на полигон, что тренажер предыдущего поколения нам позволить не мог. Разница огромная, не только в визуализации, но и в ощущениях: на новом тренажере ощущение полета практически близко к настоящему. Распределение внимания при полетах по приборам, работа органов управления — все как в настоящем полете. Очень интересная программа обучения, все анализируешь, особенно интересно разбирать ошибки после полетов. Подготовка к занятиям на тренажере тоже важна, нужно тетрадочку написать, также, как при подготовке непосредственно на полетах: схему полетного задания, порядок выполнения задания, меры безопасности, сделать необходимые расчеты, все это захватывает, все это очень интересно. В общем, победа воздухе куется на земле, это еще Покрышкин говорил».


P.S. Пока же занятия на тренажере в СВВАУЛ носят факультативный характер. Они не включены в программу курса подготовки, и на это есть как объективные, так и формальные причины. Формальная заключается в том, что программа обучения утверждается в сентябре месяце, а тренажер в училище появился только в декабре 2007 года, после этого несколько месяцев его осваивали. Объективные причины тоже понятны, главные их них — отсутствие действующих нормативов тренажерной подготовки и недостаточное количество самих тренажеров для того, чтобы их ресурсов хватало для подготовки всех курсантов СВВАУЛ, а также летчиков двух полков, проходящих подготовку в училище. Однако важно, что ситуация начала меняться, и руководство училища планирует, что с начала 2008/2009 учебного года занятия на комплексном тренажере экипажа вертолета Ми-24П будут введены в учебную программу как обязательные. К тому же вскоре в училище появится второй, более совершенный комплексный тренажер Ми-24П, который также будет сделан в ЦНТУ «Динамика». Его отличие от первого тренажера заключается в более совершенной системе визуализации, в которую войдет пятиканальный проекционно-экранный комплекс с углами обзора FOV (176°H x 60°V) и более высоким разрешением. Кроме того, тренажер будет создан на основе реальной кабины вертолета.

Статьи номера

Назад